Белопесоцкий монастырь

500-летию Свято-Троицкого
Белопесоцкого монастыря
посвящается...

           Юг Московской области, Ступинский район. В период образования Московского государства здешние земли принадлежали Великому князю Ивану Калите, в числе прочих "коломенских волостей", позднее ими владел Великий Московский князь Дмитрий Донской.

           "Он стоит на чуть заметном пригорке, среди низины окского левобережья, смело выйдя на речной простор и оставив далеко позади себя густой сосновый бор, занявший весь песчаный берег."

           Это Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. В 1998 году он отметил свое 500-летие. В Подмосковье памятников культуры и истории с таким возрастом, не так уж много. Свое название - БЕЛОПЕСОЦКИЙ, - монастырь получил от исключительно белого песка на реке Оке, недалеко от обители.
           К сожалению исторических сведений о н╠м сохранилось немного. Это: писцовые книги Московского государства; собрания государевых грамот и договоров; летописные заметки. Остается загадкой, кем и на чьи средства монастырь строился и что собой представлял в первый период своего развития. Отсутствие достоверной информации породило множество легенд и домыслов. По одной из таких легенд, к возникновению здесь монастыря причастен, в какой-то мере, сам Сергий Радонежский, по другой - Дмитрий Донской.
           Но вероятнее всего мысль, основать здесь монастырь-крепость, пришла Ивану III и была вызвана острой необходимостью защиты южных рубежей. Скорее всего произошло это в 1475 году, но официальной датой основания монастыря считается 1498 год. И вот почему. Первое упоминание о Свято-Троицком Белопесоцком мужском монастыре, как о "монастыре на белых песках", встречается в грамоте перешедшего на службу к Ивану III, представителя татарской знати, бывшего Казанского царя Магмет-Амина, в удел которому Великий князь определил Серпухов и Каширу, и датируется 1498 годом. Эта грамота была дана на имя игумена Владимира с братией и закрепляла за монастырем первые земельные и лесные угодья, право на которые впоследствии неоднократно подтверждали грамоты Великих князей и царей.
           В одной из таких грамот, за 1542 год, игумен Владимир именуется "начальником первым", исходя из чего считается основателем монастыря. О н╠м пишется так:

           "... рождение игумена Владимира, был город Ржев, Тверской губернии, от меньших славных бояр. В миру именовался Василий, в чин же монашеский пострижен в Новгородских пределах в Хутынском монастыре."

           До пострижения в монахи он воевал, знал толк в оборонительных сооружениях. В здешних краях появился после присоединения Новгорода к Московскому княжеству в 1471 году. Жития тогда ему было 72 года. Так что возводя Белопесоцкий монастырь, он полагался не только на силу "божественного слова", но и на свой военный опыт.

           В ту пору по Оке проходила граница Московского государства. За ней начиналось, так называемое "дикое поле". Это была зона постоянных военных действий и жизнь здесь была сопряжена с серь╠зной опасностью.

           "... татары крымские обыкновенно нападают на пределы Московского государства раз или дважды в год, иногда около Троицына дня, чаще во время жатвы, когда легче ловить людей, рассеянных по полям."

           Но нередки были и зимние набеги, когда мороз облегчал переправу через реки и топи. В любой момент на границе можно было ожидать появления, если и не большого крымского войска, во главе с самим ханом, то по крайней мере значительного отряда грабителей, под началом какого-нибудь "царевича" или мурзы. На "крымской украине" редко наступал период затишья.

           "Крымское ханство представляло огромную шайку разбойников, хорошо приспособленную для набегов на Польшу, Литву и Московию. Эти набеги были их главным жизненным промыслом."

           Московское государство, со своей стороны, напрягало все силы и изобретало разнообразные способы для обороны своих южных границ.
           В пору правления Василия III, при его активном содействии, окский берег приобр╠л вид хорошо отлаженной системы. Каширская крепость и Белопесоцкий монастырь служили опорными пунктами одному из самых крупных районов сосредоточения войск, в который, по Разрядной книге, почти ежегодно высылались воеводы с полками. В XVI веке сильно укрепл╠нный Белопесоцкий монастырь, являлся по сути крепостью-форпостом Каширы (речь ид╠т о Старой Кашире и Городище). По описи 1578 года, два прясла монастырской стены были уже каменными. Правда эти сооружения просуществовали недолго, скорее всего они пострадали при многочисленных набегах крымских татар на Каширу, во время которых монастырь подвергался осаде. И каждый раз его укрепления восстанавливались снова.
           Кашире повезло меньше. Во время двух набегов 120 тысячного полчища крымского хана Девлет-Гирея, в 1571 - 1572 годах, город был сожж╠н дотла.

           "... место городовое, в длину 80 сажен, а поперек 60 сажен, а у города были двои ворота: болшие да меншие, водяные, на реку на Коширу. На городе было 8 башен да 180 городен, да у городовой стены колодезь, от него был выведен тайник к реке к Кошире, а город сожгли татарове ..."

           После этого город уже не смог возродиться на левом берегу Оки в прежних размерах. Только в XVII веке, в первые годы царствования Михаила Романова, было решено выстроить новую крепость напротив Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря.
           Когда на южной границе выдавались редкие периоды затишья, в Белопесоцком монастыре наступала мирная жизнь. В н╠м, как и в других монастырях, велось обучение детей грамоте. В России, вплоть до XVIII века, оно осуществлялось в основном, так называемыми "мастерами грамоты". Это были, обычно, дьяконы или старцы. В Белопесоцком монастыре таким старцем был Феодосий Коверя, хорошо известный даже Великому князю Василию III.
           Проходившая рядом оживл╠нная дорога на Москву, особо отмеченная еще Судебником 1498 года, а также удобный перевоз через Оку, все это способствовало развитию в здешних местах торговли. Обычно на Успение, после уборки урожая, у монастырских стен собиралась большая ярмарка. Белопесоцкий монастырь был довольно таки хорошо обустроен, имел свою мельницу на речке Каширке.
           И все же, первым делом, это была крепость! В лихие времена обитель являлась над╠жным убежищем для крестьян близлежащих селений. Судя по описи 1627 - 1629 годов, монастырь был над╠жно защищен:

           "Около монастыря ограда деревянная на городовое дело и с кровлею, да пять башен с бойницами, а на ограде две пушки волконьи государевой дачи, да монастырских девять пушек, да двадцать пищалей, да зелья полтретья пуда, да пятьдесят ядр."

           Укрепл╠нные монастыри приравнивались к крепостям и даже имели своих воевод.

           Монументальный ансамбль каменных зданий, характерный для общежитейного монастыря, был возвед╠н в эпоху Ивана Грозного. Каменное строительство было начато в 1564 году, закладкой Троицкого собора. Затем последовало строительство каменной церкви Сергия Радонежского с трапезной, судя по описям в два этажа. Каменной была также и церковь на Святых воротах Чудотворца Николая. И только пять келий, "гостиная", келарская и сушило, да еще крепостная стена, не считая двух каменных прясел, оставались в XVI веке деревянными. Впоследствии, все основные сооружения XVI века были или основательно перестроены, или вообще разобраны и возведены вновь. Но планировка и характер композиции ансамбля Белопесоцкого монастыря с той поры почти не изменились. Со временем исчезла лишь древняя монастырская колокольня. В конце XVIII века, вместо не╠ над надвратной церковью, был выстроен невысокий ярус звона.
           В книге "Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, написанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским", присутствует описание Свято-Троицкого Бнлопесоцкого мужского монастыря того времени:

           "Это большой монастырь, выстроенный из камня и кирпича и весь выбеленный известью. Над его вратами высокая церковь во имя Святого Николая, на подобие башни, с высоким куполом и навесами кругом. Около нея - другая башня для колоколов и часов такой же высоты, с таким же куполом и галереей, в каждой арке которой висит по три колокола. К великой церкви поднимаются по лестнице с трех сторон, соответственно ея дверям. Она очень высока, окружена большою галереей ... , все кресты господние густо позолочены ..."

           При взгляде на план монастырского ансамбля, размещение основных построек на его территории может показаться случайным. Большинство зданий сосредоточено вдоль обращенной к Оке южной стены и даже главное сооружение - ТРОИЦКИЙ СОБОР, - максимально приближено к ней, в то время как большая часть пространства внутри почти правильного четырехугольника монастырских стен, пустует. На самом деле, в этой своеобразной планировочной композиции заключ╠н тонкий художественный расчет - ансамбль великолепно сориентирован на Оку.
           Второй по значению "фасад" монастырского ансамбля - восточный. Он был обращ╠н к старой Каширской дороге. Здесь расположены Святые ворота с надвратной Никольской церковью - единственной наиболее полно сохранившейся монастырской постройкой XVI века. Сами входные ворота теперь увидеть нельзя. Они были заложены еще в XIX веке, когда рядом с ними, в 1863 году, в восточной стене были устроены новые ворота - с высокой аркой, фронтоном и куполом. Древние ворота являлись частью монастырских укреплений, они имели проезд коленчатой формы, который затруднял проникновение врага на территорию монастыря. Ворота также были оснащены щелями для сбрасывания решеток. С внешней стороны арка проезда размещалась на боковой, северной стене, в то время как на фасадной, восточной стене, располагались бойницы. Над воротами находится Никольская церковь с колокольней, надстроенной в 1794 году.
           Ни новые Святые ворота XIX века, ни расположенные рядом с ними более поздние въездные "проломные" ворота, не дают возможности при входе в монастырь увидеть его основные сооружения с наиболее выразительной точки зрения - с угла, откуда особенно четко ощущается их объем. Именно такой вид открывался прежде перед выходившим из-под тяжелых сводов древних монастырских ворот. Справа, в сильном ракурсе, он мог видеть Троицкий собор, слева - перспективу нескольких зданий, расположенных друг за другом вдоль южной стены.
           Троицкий собор, датируемый последней четвертью XVII века, возвед╠н на месте здания XVI века. Собор с трех сторон окружен крытой двухъярусной галереей-гульбищем, на галерею вели три высоких парадных крыльца, из которых сохранилось только западное. Почти одновременно с собором, в конце XVII века, вокруг монастыря были выстроены новые каменные стены с четырьмя башнями.
           Стены первоначально имели боевой ход, но в прошлом веке, при их основательной перекладке, он был заменен узким служебным проходом. Башни также не сохранили первоначальный облик. В XIX веке их надстроили, переоборудовали под кельи, для чего в стенах пробили широкие проемы. В разное время к стенам, изнутри, пристраивали жилые и хозяйственные постройки: жилые кельи - к южной стене, служебные помещения - к северной, за которой находились "двор конюшенный да двор коровей". С главной монастырской территорией эти дворы сообщались через отдельные хозяйственные ворота, расположенные близ северо-западной башни.
           Развитие комплекса монастырской застройки было завершено в начале XIX века, строительством двух церквей вошедших в цепочку сооружений вдоль южной стены: Сергиевской, возвед╠нной в 1804 году на сводчатых подвалах трапезной XVI века, и Ивановской, построенной в первой половине XIX века. К этому можно добавить что в 1868 - 1870 годах над колодцем, располагавшемся в северо-восточном углу монастырского двора, был сделан зонт поставленный на шести колоннах, покрытый железом и окрашенный "медянкой на масле". К сожалению он не сохранился до наших дней.

           Весной Белопесоцкий монастырь особенно красив. Окские воды обычно вплотную подступают к стенам и со всех сторон окружают его небольшую территорию. Он превращается в сказочный остров.

           В XX веке Белопесоцкому монастырю досталось немало. Это и революция 1917 года, и отделение Церкви от государства, изъятие церковных ценностей, Великая Отечественная война...

           "1923 год, монастырь передан Российскому Историческому музею Наркомзема, отдела Государственных Имуществ, как ценный памятник старины и стал называться 6-м филиальным отделением Историко-археологического музея. Там организован "Дом Отдыха имени товарища Воровского", для музейных сотрудников.
           Через год был отобран Каширским Уисполкомом и передан в ведение Комхоза, для расселения рабочих и служащих Рязанско-Уральской дороги."

           "Ноябрь 1941 года, на огневых позициях в районе монастыря расположились 3-я и 4-я батареи 38-го конно-артилерийского дивизиона. Здесь же генерал Белов встречает свои эскадроны."

           До сих пор на полях стоят огромные бетонные кубы дотов со ступенчатыми амбразурами. Два таких сооружения находятся в основаниях квадратных башен обращенных к Оке.
           С 1948 года Белопесоцкий монастырь находился под охраной государства. Но это не спасло его от дальнейшего разрушения.
           И только в 1987 году, сюда наконец пришли реставраторы из треста "Мособлстройреставрации" и любительского объединения "Радуга". Началось восстановление этого памятника. Но когда работы были выполнены на 2/3, было принято решение о передаче всех культовых сооружений их законному владельцу - Русской Православной Церкви. Государственное финансирование реставрационных работ было прекращено, а найти средства для восстановления сразу всех своих объектов "новому-старому" хозяину не удалось. Только в Московской области Православной Церкви было передано более 350 храмов, из них наибольшее количество, 45 храмов и монастырь, в Ступинском районе.
           Но не смотря на эти трудности, в мае 1993 года, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возвестил об открытии в Белопесоцке женского монастыря и вручил настоятельский жезл монахине Марии. Состоялось богослужение во главе с постоянным членом Священного Синода митрополитом Ювеналием. К этому событию готовились заранее. Так колокола были преподнесены в дар монастырю Сбербанком России, а отлили их в Москве, используя старинные секреты лучших мастеров колокольного дела: большие, в мастерской Константина Чернова, зазвонные, на ЗИЛе.
           В старину на Руси город, особенно стольно-княжеский, не считался благоустроенным, если не имел монастыря и собора.
           Великий князь Василий Иоанович, князь Петр Васильевич Нагой-Оболенский, Великий князь, царь Иоанн Васильевич Грозный, князь Иван Андреевич Лапин-Оболенский, боярин Дмитрий Иванович Годунов, купчиха Калашникова-Чернова, семья героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского, графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская - это неполный список тех, кто жертвовал на благо процветания Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря...



c 1998 BigMazzy. All rights reserved.
bigmazzy@yahoo.com